Главная Кроме того Школы в посёлке тоже нет
02.08.2017
Просмотров: 1777, комментариев: 0

Школы в посёлке тоже нет

Школы в посёлке  тоже нет

Не хочу уподобляться безответственным критиканам, но ситуация в Озерном почти как в анекдоте. Когда цыгана спросили: «Как ты живешь?», он бодро ответил: «Хорошо живу! И чего только у меня нет! И коня нет, и кибитки нет, и сапог нет — но я живу хо-ро-шо!»

Сегодня в Озерном сложилась аналогичная ситуация. И чего только у нас нет! И столовой нет, и общественной бани нет, и подсобного хозяйства с овощехранилищем нет, и быткомбината нет, и жилищно-коммунального участка нет, и сберкассы с терминалом и банкоматом нет, и аптеки нет. Но самое неприятное то, что школы в поселке тоже нет. И это, пожалуй, то единственное «нет», сформировавшее в последние годы тенденцию к тому, что молодые семьи, в которых родители воспитывают не по одному ребенку, вынуждены уезжать то в город, а то и в другие регионы страны.

Первая — на улице Гагарина

Год за годом поселок стареет в буквальном смысле слова. Не столько в плане ветхости жилого фонда, который в свое время строился ударными темпами как временное жилье для работников сплавучастка, а сейчас рушится на глазах, сколько оттого, что увеличился средний возраст жителей поселка. Тревожит то, что здесь много одиноких людей пожилого и преклонного возраста, которые получают свою мизерную, заработанную многолетним трудом пенсию, исправно платят по квитанциям за услуги ЖКХ и терпеливо ждут то телефонного звонка, то приезда своих давно уже повзрослевших детей, многие из которых сами-то давно стали не только родителями, но и бабушками и дедушками. Но те из них, кто переехал жить в город, в поселок приезжают очень часто. И, прогуливаясь по улицам родного поселка, где прошло их босоногое детство, непременно подойдут к крыльцу школы. Кто живет далеко и приезжает в Озерный два-три раза в год, не только обойдет родную школу вокруг, но и навестит учителей.

Школа поселка имеет свою историю. Самая первая школа была открыта в сентябре 1959 года в обыкновенном четырехквартирном доме по улице Гагарина. Первые ученики учились в классах-комплектах, и ребятишек в каждом классе насчитывалось не менее двух десятков, а учительница была всего одна. К началу следующего учебного года в поселок приехала еще одна учительница. В маленьком помещении стало тесновато, и школе выделили новое здание — по улице Островского, в новом двухэтажном восьмиквартирном доме.

На первом этаже новой школы размещались раздевалка, столовая (скорее всего буфет, так как обеды готовили в поселковой столовой, а в школе ребятишек только кормили), спортзал, санитарная комната. На втором этаже — четыре классных кабинета. Занимались учащиеся в две смены.

Спустя всего пять лет с того времени, как в строящемся поселке открылась школа, 25 сентября 1964 года было принято решение № 101 исполнительного комитета Печорского городского Совета депутатов трудящихся, в пункте 1 которого читаем: «С октября 1964 года Новозатонскую начальную школу (в 1964 году поселок назывался Новый Затон) реорганизовать в восьмилетнюю, открыв в 1964/65 учебном году один пятый класс». К тому времени службам отдела народного образования было предписано «укомплектовать Новозатонскую школу соответствующими педагогическими кадрами. ...Выделить дополнительные штаты и фонд зарплаты Новозатонской школе в соответствии с типовыми штатами». Четвертый пункт решения гласил: «Обязать начальника транспортно-товарной конторы тов. Герчик оборудовать столярную и слесарную мастерские в здании бывшей начальной школы и выделить квартиры». Все эти поручения были незамедлительно выполнены, и в поселке Новый Затон стала функционировать восьмилетняя школа, правда, до восьмого класса пятиклассникам 1964 года предстояло еще чуть-чуть подрасти. В 1965 году они стали шестиклассниками, в 1966 году — семиклассниками, в 1967 — восьмиклассниками. А весной 1968 года в школе состоялся первый выпуск.

Учительница и ее ученики

Кем стали они, первые выпускники Новозатонской восьмилетней школы? Наверное, не так уж и важно, кем стали они по профессии, главное, что они стали самыми настоящими гражданами нашей огромной страны. Важно, что они помнят свою школу. А какой была эта школа, какие были в школе учителя, говорит тот факт, что три года тому назад, когда Людмила Михайловна Урлик праздновала свой восьмидесятилетний юбилей, в гости к ней пришел класс, который выпус-кался из школы в 1969 году, почти что в полном составе. Дозвонившись друг другу, договорились, и все вместе пришли, чтобы поздравить с таким почтенным юбилеем свою учительницу. Несмотря на то, что прошло уже 45 лет после выпускного вечера, они до сих пор помнят ее. (Людмила Михайловна проработала в школе с октября 1964 года до выхода на пенсию в

1995 году).

Строились производственные корпуса сплавучастка. Увеличивалось количество рабочих мест. В поселок приезжали специалисты. В основном это были молодые семьи, которые приезжали в суровый северный край не столько «за запахом тайги», сколько по комсомольским путевкам, а то и на заработки. Заработная плата в этом регионе была на порядок выше, чем в целом по стране. Увеличивалось количество жителей Нового Затона, в молодых семьях на свет появлялись ребятишки. Места в школе стало маловато, так как учащихся было более двухсот шестидесяти и появились параллельные классы. Встал вопрос о строительстве новой, более просторной школы. И такая школа была построена и торжественно открыта в 1972 году.

В новой двухэтажке

Никто так не радовался новой школе, как учителя и ученики. Своя столовая, большой спортзал с высокими потолками — все самое тогда современное: широкие и светлые коридоры, места вволю. И учителям стало работать намного легче, все классы стали заниматься в одну смену. Спустя всего три года встал вопрос о том, чтобы открыть в школе девятый и десятый классы, чтобы дети получали среднее образование непосредственно в Озерном, а не добирались бы до Кожвы или Печоры, как раньше. В 1985 году начались работы по надстройке второго этажа над учебным корпусом и столовой. Работы были завершены стахановскими темпами, и ребятишки спустя чуть более года пошли учиться в новую двухэтажную школу.

В школе появились библиотека, актовый зал, учительская, удобные мас-

терские, кабинет директора, кабинеты физики и химии с препаратами и мини-лабораториями, где можно было проводить опыты и выполнять практические работы. В новой школе была и пионерская комната. Ежегодно первоклассников принимали в октябрята. А потом они, довольные, ходили по школе, красуясь звездочкой на левой стороне форменного платья или пиджака. В четвертом классе тех, кто хорошо учился и у кого было примерное поведение, принимали в пионеры.

Торжественная линейка, под звуки горна и под барабанную дробь в зал торжественно вносят красное знамя... Нет, это не ностальгия. Просто, была такая детская общественная школьная организация. И жила она своей насыщенной жизнью. Сбор металлолома и макулатуры, пионерские сборы и торжественные линейки, заседания советов отрядов и советов дружины, походы в лес, лыжные выходные дни, смотры, конкурсы, художественная самодеятельность — не было тогда, чтобы школьники бесцельно бродили по поселку. Им находились занятия в секциях и кружках, их ждали в спортзале, на внеурочных мероприятиях. Я не хочу говорить об идеологии, но сама структура детского объединения зря разрушена и забыта.

Закрыть. И точка

В 2009 году школу в Озерном закрыли. Никто не стал прислушиваться к мнению родителей, учителей и учеников. Детей стали возить в Кожвинскую школу, где и материальная база на порядок выше, и педагогическими кадрами Кожвинская школа укомплектована лучше. Некоторые ребята стали учениками городских школ. Педагогический коллектив не остался без работы. Учителя нашли новые места работы — кто в городских школах, кто работает в Кожве. Но это уже совершенно другая атмосфера и другой микроклимат.

Когда закрывали школу, одним из главных аргументов был тот факт, что на надстройку второго этажа нет проектной документации, а, значит, это самострой. Следовательно, такое здание аварийное, и эксплуатироваться не может. Из всего некогда большого, наполненного звонкими детскими голосами здания в настоящий момент эксплуатируется только один спортзал, да и то он работает в отдельные дни, когда занимается волейбольная поселковая секция. В остальной час-

ти уже восемь лет отключено отоп-ление. Здание никем не охраняется. Окна выбиты. Вокруг здания не рас-тут цветы, а лишь крапива, пырей, лебеда и чертополох. Забор покосился и местами упал. Теперь это уже не школа, а головная боль поселковой администрации.

В 2009 году, когда закрывали школу, сельчанам пообещали, что в какую-то программу будут заложены средства и в перспективе в поселке появится образовательный комплекс «школа-сад». Прошло уже восемь лет, но в Озерном еще остались люди, которые верят в эту добрую сказку. И детишек рожают, и надеются на то, что, может быть, их чада будут учиться в поселковой школе, а не в Кожвинской и не в городской. А вы в это верите?

Жанна МОРГУН. Снимки из архива Л.М. Урлик.

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

каталог организаций