Интервью
фотогалерея
29.11.2017
Просмотров: 1922, комментариев: 0
Сохраняя историю города
Корреспондентам газеты «Печорское время» не раз приходилось общаться с учителем истории, руководителем клуба «ПОИСК» Печорского промышленно-экономического техникума, членом Всероссийского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» Людмилой Еделькиной. Человеком, который внес определенный вклад в образование района, поисковое движение, и просто интересным собеседником. Проработав всю жизнь в педагогике, в этом году она ушла на заслуженный отдых. Ценя заслуги Людмилы Митрофановны, хотелось бы более подробно рассказать о ней нашим читателям.
Швея, вязальщица, историк
Родилась Людмила Еделькина 7 апреля 1956 года в небольшом городке Барыш Ульяновской области. Еще в младенческом возрасте родители перевезли ее на Урал в город Верхний Уфалей. Там прошли ее детство и юность. Там она росла, училась. Как все дети советской поры, была октябренком, пионером, комсомолкой. Активистка, отличница, умница — она всегда отличалась пытливым умом. По окончании школы перед ней встал вопрос: куда пойти учиться? Выбор был небольшой — в «пед» или «мед». Людмила выбрала первое. Поступила в Свердловский педагогический институт на факультет иностранных языков. Здесь познакомилась со своим будущим мужем, с которым в 1978 году переехала в Печору. С тех пор этот северный городок стал ее родиной.
Работала в СОШ № 10, затем в учебно-производ-ственном комбинате (УПК). Параллельно получила второе высшее образование в Сыктывкарском государственном университете на историческом факультете.
«Учиться я люблю, — призналась Людмила Митрофановна. – Имею дипломы по курсам секретарей-сте-нографистов, швеи, вязальщицы». Спицами она стучит всегда, как только выдается свободная минутка. Вяжет с удовольствием, в основном для себя и своей семьи. Женщину часто можно встретить в какой-нибудь вязаной новинке, созданной для себя любимой.
В 1994 году УПК закрыли, и Людмила Митрофановна осталась без работы. Наша героиня нашла себя в роли матери, воспитывала троих детей. Через год она снова вышла на работу, в училище № 23 преподавателем спецдисциплин по курсу «вязание». А еще через год переведена преподавателем истории и обществознания. Тогда и увлеклась поисковой работой.
Началось все с дружбы с музеем, куда Людмила Митрофановна часто водила своих учеников. Познакомилась там с руководителем Печорского общества «Мемориал» Татьяной Афанасьевой, которая предложила нашей героине тоже стать членом общества.
В 2000 году в Печоре проходила республиканская краеведческая конференция «История репрессий на европейском Севере России», и педагогу нужно было подготовить для выступления одного из своих воспитанников. В роли дебютантки выступила дочь Людмилы Митрофановны Наталья, которая на тот момент заканчивала училище. Девушка неплохо справилась с заданием, и ее работу отправили на конкурс «История России: ХХ век», где она получила благодарность. После этого возникла идея создать клуб «ПОИСК», в котором бы ребята могли заниматься увлекательной поисковой деятельностью. Желающих набралось два десятка.
Юные следопыты
Целью работы клуба стало изучение истории становления Печоры, начиная с ГУЛАГа. Учителя и учеников интересовал период с 1938 года по 1956 год. Поэтому первым заданием под патронажем «Мемориала» стало проведение сверки списков репрессированных. В списке значилось до 600 человек политзаключенных. Со списками работали в течение года.
Педагог вместе с воспитанниками ходили по адресам, собирали информацию. «Тогда было другое время, — делится наша героиня. — Люди, услышав, что мы из поискового отряда, легко пускали нас к себе домой, доверяли нам свои документы, вплоть до того, что отдавали паспорта для ксерокопирования. В свою очередь мы им помогали по хозяйству. Это время оказалось для нас весьма плодотворным. Мы провели большую работу: собрали документы и фотографии, записали воспоминания бывших узников Печорлага. На основе собранного материала мы создали рукописный альбом, который отправили на республиканский краеведческий конкурс, где заняли 1-е место».
Со временем поисковая деятельность клуба стала выходить за рамки Печоры. Педагог и его воспитанники отправлялись в экспедиции по району и даже по республике. «В основном мы уезжали в однодневные экспедиции, — рассказывает Людмила Митрофановна. — Прибывали на место, знакомились с людьми, собирали информацию и уезжали. Помню, мы готовили материал о сельхозлаге, что располагался в Кедровом Шоре. Ранним утром мы с ребятами прибыли в поселок, посетили места, где ранее располагался сельхозлаг, собрали информацию, встретились с нужными людьми. Надо сказать, что лагерь этот был довольно крупный и существовал аж с 30-х годов прошлого столетия. Документов после него осталось предостаточно, поэтому и информации нам удалось собрать немало».
«Чем привлекала ребят такая работа?» — спрашиваю у Людмилы Митрофановны. «Подростки по своей натуре — любознательный народ, — отвечает та. — К тому же мы случайных не брали в свой клуб. Все они были настроены на исследовательскую работу. Как-то одна из моих воспитанниц, Надежда К., должна была проверить адрес, где предположительно проживал один из бывших политзаключенных. Она пришла по указанному адресу, а там уже живут другие хозяева. Опросила всех соседей, узнала, где работал нужный ей человек, отправилась по бывшему месту работы, обратилась в адресный стол, загс, администрацию. Она подняла на уши всех и нашла. Вот такие целеустремленные воспитанники входили в наш клуб».
С такими ребятами ей было всегда легко работать. Все они были настолько самостоятельные, что сами запрашивали документы в архивах по всей стране. Увлекшись поисковой работой, кто-то из воспитанников смог отыскать информацию о своих репрессированных родственниках, кто-то начал интересоваться своей родословной и приступил к составлению генеалогического дерева.
Чтобы помнили
Самым большим достижением в работе наша героиня считает то, что смогла внести свою лепту в сохранение истории города, заботилась о том, чтобы подрастающее поколение знало и помнило, как зарождался город и какими усилиями. Именно поэтому, работая в ППЭТ, она старалась как можно больше информации передать студентам: проводила конференции, экскурсии, беседы, организовывала выставки и конкурсы. Людмила Митрофановна стала идейным вдохновителем такого серьезного мероприятия, как Краеведческие чтения, которые теперь проходят в Печоре два раза в год. С ребятами они объездили всю республику. Выступали на конференциях, были участниками гражданских форумов, ярмарок молодежных инициатив. Восемь активистов прошли обучение планированию и управлению социальными проектами на семинаре в Москве. У нас множество грамот, дипломов, благодарственных писем.
Все это не прошло бесследно. Педагогу и ее сподвижникам было важно, чтобы не прервалась связь поколений. Чтобы дети знали, как и чем жили люди в нашем городе, нашем регионе, нашей стране. И знали не так, как трактуют некоторые современные историки и политики, а так, как это было на самом деле. «Недавно мне попалась одна книжица на глаза, в которой описывался труд политических заключенных: «Ударными темпами развивалось освоение Севера. Люди участвовали в социалистических соревнованиях…!» Да, они участвовали в соцсоревнованиях, но какой ценой все это давалось и как вознаграждалось? Работали за пайку хлеба. И находясь в состоянии несвободы, когда в принципе человек не знал, будет ли он жить завтра или нет, шли работать снова. Говоря про этот «ударный труд», нельзя забывать о том, что Печоре «повезло» в том плане, что здесь было много политзаключенных. А это люди ответственные. Они и работали. В лагерях были и уголовники — осужденные за убийство или за воровство. Они вносили смуту и осуществляли, как говорится, надзор над политзаключенными. И считали себя те уголовники правыми. Мол, ты враг народа, а я честный вор. Почувствуй разницу и работай. Но на самом деле выше были как раз политзаключенные. На протяжении всего срока они бережно относились к языку, никто из них не опустился до тюремного сленга. Прошедшие через испытания, они все-таки оставались людьми. Это самая большая загадка того времени. Ни один из них не охаял то время. Они все остались светлыми людьми. Например, как Мария Анохина, которая тоже прошла через Печорлаг. Как-то мы спросили у нее: «Как вы выдержали?» Она отвечала: «Придешь с работы без сил, скинешь с себя одежду, затвердевшую от снега, поставишь у буржуйки и бежишь за барак, чтобы никто не увидел. Бросишься на колени, помолишься, помолишься и вроде как полегче станет. И опять назад в лагерную жизнь». Сейчас из-за маленькой проблемки у человека истерика, и он начинает поносить государство, людей. Воды горячей нет, машина сломалась — все — катастрофа. А как бы он выжил в то время? Я преклоняюсь перед теми людьми, которые прошли лагеря. Самое сложное для них было психологически не сломаться, не потерять в себе человека. И они выдержали. Это не всем дано», — подытожила наша героиня.
Старый, прожженный
Отрадно, что ее ученики, узнавая подробности жизни прошлой, совсем по-другому смотрели на жизнь настоящую. Они менялись психологически, становились добрее. Зная, в какой безвыходной ситуации пребывал человек тогда, они более оптимистично и с благодарностью смотрят на свои перспективы сегодня.
Но, несмотря на все свои успехи в педагогике, Людмила Митрофановна все-таки оставила ее. Ушла сама, потому что посчитала, что уходить надо вовремя. Причин тому несколько. Во-первых, решила заняться внуками, которых у нее скоро будет двое. Во-вторых, она стала не согласна с современной системой образования. «Я не умею работать по-современному, — заявила Еделькина. — Я специалист старой школы. Не устраивает меня, когда сокращаются часы, выделенные на изучение того или иного материала. Не устраивает то, как преподносится материал в учебниках. Не устраивает тестовая система, которая сейчас сплошь и рядом в образовании, в том числе ЕГЭ. С этим я вообще не согласна. Расставление галочек — это не показатель знаний. Не устраивает падение авторитета учителя, открытое проявления неуважения со стороны учеников и их родителей. Я так не умею и не хочу работать. Современная система образования требует другого подхода, но я ей не подхожу. Поэтому я и решила, что пора уходить».
Последней наградой клуба «ПОИСК» и ее руководителя стала грамота Министерства национальной политики РК за активную жизненную позицию молодежи и выигранный денежный грант для дальнейшей работы клуба. Надеемся, что он продолжит свою деятельность...
Елена Сарычева. Снимки автора и из архива Л. Еделькиной
Комментарии
Оставить комментарий